Как правильно говорить класть или ложить

Глаголы «Класть» и «положить»

Слово «положить» – глагол совершенного вида и обозначает то же самое, что и глагол «класть».

Зачастую, в разговорной речи слово «положить» употребляется без приставки «по», что является неверным.

Слово «положить» всегда употребляется с приставкой во всех его формах.

А слово «класть», наоборот, употребляется без приставки.

Например, нельзя говорить «покласть», «поклали» и тп.

Примеры для закрепления:

  • Кладите на стол Ваши документы.
  • Положите на стол Ваши документы.
  • Кладите в конверт столько денег, сколько Вам не жалко.
  • Положите в конверт столько денег, сколько Вам не жалко.

Как видите, Вы можете употреблять либо слово “кладите”, либо “положите”.

Главное запомнить, что “кладите” нужно использовать без приставки, а “положите” с приставкой “по”.

Источник статьи: http://russkiypro.ru/lozhit-ili-klast/

«Класть» и «положить»

Для выра­же­ния воле­изъ­яв­ле­ния (прось­бы, поже­ла­ния, при­ка­за) гла­гол «класть» обра­зу­ет фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

  • класть — ты (что делай?) кла­ди;
  • класть — вы (что делай­те?) кла­ди­те.

Эти фор­мы гла­го­ла явля­ют­ся един­ствен­но пра­виль­ны­ми в рус­ском язы­ке.

А поче­му имен­но так?

Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке неко­то­рые гла­го­лы, состав­ля­ю­щие видо­вую пару, име­ют раз­ные кор­ни, обра­зуя суп­пле­тив­ные сло­ва.

У гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «класть» (что делать?) суще­ству­ет видо­вая пара — гла­гол совер­шен­но­го вида «поло­жить» (что сде­лать?), у кото­ро­го отме­тим в мор­фем­ном соста­ве обя­за­тель­ное нали­чие при­став­ки:

положить — приставка/корень/суффикс/окончание

Сравним похо­жие видо­вые пары:

  • ловить — пой­мать (непра­виль­но «спой­мать»);
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • нало­жить — накла­ды­вать (повяз­ку), нала­гать (взыс­ка­ние).

Примеры

Исходя из этих зна­ний, пра­виль­но упо­треб­ля­ем в сво­ей речи сло­ва:

  • кла­ди, кла­ди­те на стол сал­фет­ки — поло­жи, поло­жи­те на стол доку­мен­ты;
  • кла­ди, кла­ди­те на пол ковер — поло­жи, поло­жи­те на пол плит­ку;
  • кла­ди, кла­ди­те белье в шкаф — поло­жи, поло­жи­те рубаш­ки на пол­ку;
  • кла­ди, кла­ди­те день­ги в кар­ман — поло­жи, поло­жи­те день­ги на счет в бан­ке;
  • кла­ди, кла­ди­те камен­ный фун­да­мент — поло­жи, поло­жи­те дере­вян­ный сруб;
  • кла­ди, кла­ди­те пуд­ру на лицо — поло­жи, поло­жи­те румя­на на щеки

и т. д.

«Класть» и «поло­жить» — это видо­вая пара гла­го­лов соглас­но мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Неправильно гово­рить и писать «ложить», «ложи», «ложи­те» или «покласть», «покла­ди», «покла­ди­те». Такие сло­ва не зафик­си­ро­ва­ны сло­ва­ря­ми рус­ско­го язы­ка.

А в быто­вой речи как толь­ко не гово­рят!

Стараемся избе­гать про­сто­реч­ных слов, не явля­ю­щих­ся лите­ра­тур­ны­ми. Учитывая, что речь явля­ет­ся визит­ной кар­точ­кой каж­до­го чело­ве­ка, будем стре­мить­ся упо­треб­лять сло­ва «класть», «поло­жить» и их фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния пра­виль­но.

Ф. И. Тютчев

Сохранить ста­тью

Предыдущая
Культура речи»СторожА» или «сторожИ», как правильно во множественном числе?
Следующая
Культура речи»Включишь» — правильное ударение в слове на какой слог?

Управление в русском языке

ВЛОЖИТЬ — ВКЛАДЫВАТЬ что — 1. куда (направление действия). Вкладывать средства в строительство; Вложить паспорт в бумажник. 2. где (место действия). Вложить излишки средств в другой стране.ВОЗЛОЖИТЬ что — 1. на кого. Уезжая, Любаша возложила часть свой работы по «Красному Кресту» на Варвару (М. Г.). 2. на что / к чему. Уж не возложили ли на его шею твой красивый осмиугольный крест, о польский король Станислав! (Т.); Возложить венок к Могиле Неизвестного Солдата.ДОЛОЖИТЬ1 что / о чём. Доложить обстановку на строительстве; Наблюдатели доложили о появлении за кормой самолётов (Лавр.).ДОЛОЖИТЬ2  — 1. что (полный охват предмета действием). Доложить недостающую сумму. 2. чего (частичный охват предмета действием). Доложить в блюдце варенья.ЗАЛОЖИТЬ — ЗАКЛАДЫВАТЬ что — 1. куда (направление действия). Заложить трубы в траншеи; Он долго смотрел на фотографию, потом снова бережно обернул в целлофан, заложил в письмо (Пол.); Максим Петрович закладывает руки за спину и начинает ходить по комнате (Горб.). 2. где (место действия). Заложить в душе ребёнка понятие о долге.НАЛОЖИТЬ — 1. что / чего. Наложить тарелку каши; Наложить дров в печку. См. на- (приставка). 2. что на что. Наложить платок на глаза. См. набросить.ОТЛОЖИТЬ для кого / кому / на что. Отложите эти книги для меня; Прошлую зиму я её вывозила всюду, ничего для неё не жалела, прожила всё, что было отложено ей на приданое (Остр.); На зимнее пальто для меня и ботинки для мамы давно были отложены пятнадцать рублей (Кав.).ПЕРЕЛОЖИТЬ  — 1. что (полный охват предмета действием). Это случается: как делают вино, так переложат лишнего что-нибудь против пропорции (Остр.). 2. чего (частичный охват предмета действием). Переложить сахару в варенье.ПОДЛОЖИТЬ  — 1. что (при указании на определенную меру / количество). Подложить охапку поленьев в печку. 2. чего (при указании на неопределенную меру / количество). Подложить дров в печь; Марьяна… подложила быкам травы (Л. Т.).ПОЛОЖИТЬ кого-что — 1. куда (направление действия). Положить раненого на носилки; Положить платок в карман; Всадники умчались, а Маруся вышла на крутой берег и положила свой букет на свежую могилу отца (Гайд.); Он вытянул тяжёлый, со множеством красочных иллюстраций том и положил его на письменный стол (Чак.). Форма винительного падежа с предлогом в (положить во что) употребляется при названиях емкостей, предназначенных для вмещения чего-л.: Положить продукты в сумку; Положить деньги в кошелёк; Положить очки в футляр; Положить рыбу в ведро. Форма винительного падежа с предлогом на употребляется при названиях частей тела: Положить повязку на бедро; Положить компресс на лоб; Положить руку на грудь. 2. где (место действия). Положить книги на видном месте. 3. что / чего (о пище). Положить сахар в чай; Положить перцу в суп. См. также класть.ПРИЛОЖИТЬ кого-что к чему. Приложить младенца к материнской груди; Приложить к заявлению копию удостоверения; Приложить ладонь ко лбу; Яша дал ответный звонок, приложил к уху трубку (Буб.).СЛОЖИТЬ что — 1. куда (направление действия). Утром Сабуров сложил в свой вещевой мешок немногочисленные вещи (Сим.); Потом в тайник сложил документы для отправки в Центр (Кож.). 2. где (место действия). Сложить вещи в коридоре; Всё тот же унылый красноватый бурьян, который… робко высовывает тоненькие стебли где-нибудь по глухим углам дворов да у каменных куч, сложенных на краю поля (Пол.). См. также складывать.УЛОЖИТЬ что — 1. куда (во что) (направление действия). Раскольников успел уложить топор на прежнее место, под скамью (Дост.); Григория… раздели и уложили на кровать (Ш.); …Он помог девушке уложить вещи на полку (Крым.); Ночью Половцев оседлал коня, уложил в перемётные сумы все свои бумаги (Ш.); …Речь Кисловского мичман уложил в четыре строки (Перв.). 2. где (в чём) (место действия). Калиныч уложил нас на свежем сене (Т.); Мы с Сёмой уложили снопы на току длинным рядом (Гл.); …Эту мысль можно в трёх строках уложить (Гил.); Хозяин уложил Пастухова у себя на постели (Фед.); Надежда старательно причесала сильно вьющиеся на висках волосы, уложила их большим узлом на затылке (Копт.). См. также укладывать.

Загадка слов «класть» и «ложить».

Вопрос очень нужный, ведь как порой неправильное употребление этого слова режет уши. Но в тоже время вопрос не прост — можно было бы просто запомнить- Нет такого слова «ЛОЖИТЬ»! Оно может существовать только с приставками!Но.. здесь столько противоречий и исключений. Слово оказывается загадочным и требует разгадок.

Оттолкнемся от видов глаголов.

Это нам поможет понять как все-таки правильно говорить — » класть» или «ложить»

Когда действие еще происходит, оно не закончено, еще не совершено — это называется несовершенные глаголы, здесь глагол используется в чистом виде, без приставки.

Совершенные глаголы обозначают то действие, которое сделано, совершено или которое совершится, надо совершить ( имеет смысл законченного действия) и, как правило, к корню добавляется приставка.

Например.

Несовершенный — Что делать? — Брить Совершенный — Что сделать? — Сбрить

Обратите внимание — появилась приставка » С». Вроде просто, но русский имеет множество исключений

Вроде просто, но русский имеет множество исключений.

Например, НАЙТИ ( что сделать? ) от ИСКАТЬ ( что делать?) — корни и слова разные.

И в этих исключениях слово » класть» является самым заумным. Несовершенный глагол » Класть» ( что делать?) превращается в Совершенный ( что сделать?) ПО-ложить, С-ложить.

Но и тут, в самом исключении есть ИСКЛЮЧЕНИЕ. Не все так просто.

Понятно, что таких слов НЕ БЫВАЕТ!

Следующая разгадка.

«Он ЛОЖится на кровать» ( что делает?) — и мы впадаем в ступор, здесь глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ ? (несовершенный) , а все равно пишется корень ЛОЖ. Внимательно посмотрим на конец слова — оно имеет окончание -СЯ, а значит это форма глагола ВОЗВРАТНАЯ ( вспомним правило).

Класть, положить и ложить. Часть 1

govorprav

Однажды, выполняя домашнее задания, сын попросил объяснить необходимость изучения видовых форм глагола. Каким образом знание того, что существуют глаголы несовершенного вида и глаголы совершенного вида, сказывается на нашем общении? 

Во времена моей учёбы в школе мы не задумывались над подобными вопросами: сказали выучить – мы учили. Но сын настойчиво требовал ответа, и я обратился за помощью к другу Яндексу.

Итак, существуют две видовые формы глагола: совершенная (отвечает на вопрос «что сделать?») и несовершенная («что делать?”). Как правило, такая сладкая парочка имеет один корень, например: бросать – бросить. Однако русский язык не был бы русским языком, если бы здесь не имелись исключения. Например, БРАТЬ (что делать?) и ВЗЯТЬ (что сделать). 

В принципе нам, русским, эти исключения «по барабану» – пусть иностранцы мучаются. Но есть коварный глагол, который некоторым носителям великого и могучего как ложка дёгтя в бочку мёда.

Несовершенный вид этого глагола (что делать?) класть, а совершенный вид (что сделать?) – положить.

Значительная часть наших сограждан почему-то предпочитают употреблять вместо законной несовершенной формы КЛАСТЬ несуществующее слово ЛОЖИТЬ.

В Интернете предлагается запомнить употребление этой пары следующим образом. Глагол «ложить» применяется только с приставкой (уложить, выложить, приложить, переложить и т.д..), а глагол «класть» – без приставки (кладу, клАла, кладёт и т.д.).

Но это не совсем верно.

Следуя этому правилу, нужно говорить «выложивать», а не «выкладывать», или «подложитвать» вместо «подкладывать».

Вот здесь и необходимо знание видовых форм глагола: корень «клад» употребляется только в несовершенном виде («что делать?»), а корень «лож» – в совершенном виде («что сделать?»).

Но вечером этого же дня сын неожиданно заявил: кирпич кладётся криво – здесь глагол заканчивается на «-ся», но корень «клад»! С чувством собственного достоинства я объяснил сыну, что «кладётся» – это страдательный залог, т.е.

кто-то кирпич кладёт, а «снег ложится» – действительный залог (снег сам ложится, самостоятельно, никто ему не помогает).

Поэтому, если мы хотим употребить глагол на «-ся», то учитываем залог: сам предмет что-то делает – корень «лож», с предметом что-то делают – корень «клад».

govorprav

Сегодня утром читаю в новостях: «подобное решение приняли и директоры других школ». Почему «директоры»? В словарях нормой считается директорА. Покопался в справочниках – и оказалось, что с множественным числом не всё так просто!

Можно обозначить три случая употребления множественного числа.

1) Словари допускают применение двух форм. Например, кондуктор – кондуктора и кондукторы, трактор – трактора и тракторы. Иногда вторую форму считают  устаревшей, например, в нашем случае «директоры» – это устаревшая форма. Также устаревшая форма «профессоры». Однако таких – «двуликих» – существительных немного.

2) В большинстве случаев применяется только форма с безударным окончанием: шоферы, бухгалтеры, тренеры. А в словах, которые обозначают  явления, процессы, события, всегда употребляется только безударное окончание: выборы, выпуски, похороны, вызовы и т.д.

Интуитивно мы знаем, какую форму применить в третьем случае.

А если гложут сомнения: безударное окончание или под ударением, то всегда предпочтительнее (если речь идет о профессиях, должностях) безударное окончание: редакторы, токари, корректоры и т.д. (исключение – профессорА, директорА).

Но чем дальше в лес, тем больше дров! Читаю здесь, что у слова «волосы» нет  формы единственного числа. А вот Тютчев пишет: Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде!

Page 3

govorprav

Сегодня мне указали на то, что я говорю с акцентом нерусского человека. Такой неожиданный вывод сделал учитель русского языка, когда услышал мою фразу «как им, так и нам». Оказывается, что по-русски она должна звучать несколько иначе: «как им, такЫнам».

Правило здесь такое: союз И звучат как Ы при одновременном наличии двух условий:

– во-первых, слова, между которыми он стоит, произносятся слитно,

– во-вторых, слово, которое стоит перед И, оканчивается на согласный звук.

Примеры: как и они – какЫони, как и все – какЫвсе, так и нам – такЫнам, спорт и труд – спортЫтруд, как и просили – какЫпросили, как и сказал – какЫсказал, из Пушкина: «мечтамЫгодам нет возврата».

Однако Николай Охотников в арии Дона Базилио во фразе «ум и сердце наполняет» , как мне кажется, произносит И, а не Ы.

P.S. Это правило применяется и к предлогу ИЗ: к нам из города – к намЫЗгорода.

Русское словесное ударение

возложить, возложу, возложишь
заложить, -ложу, -ложишь;заложил, -ла, -ло, -ли
изложить, -ложу, -ложишь
наложить, наложу, наложишь;наложил, наложила, -ило, -или
низложить, низложу, низложишь
перезаложить, -заложу, -заложишь
переложить, переложу, переложишь;переложил, переложила, переложило, переложили
подложить, подложу, подложишь;подложил, подоложила, -ло, -ли
положить, положу, положишь;положил, положила, положило,положили;пов. положи; но: вынь да положь
предложить, предложу, предложишь;предложил, предложила, -ило,-или
предположить, предположу, предположишь
предрасположить, -расположу,-располо жишь
проложить, проложу, проложишь
рукоположить, рукоположу, рукоположишь

Класть или ложить – как правильно?

Одна из важнейших функций языка – культурная, направленная на защиту литературной речи от нецелесообразных в общественно-речевой практике элементов диалектной речи, жаргонизмов, произвольных, не соотносящихся с языковыми нормами вариантов словоупотребления.

На примере глаголов «класть» и «ложить» можно рассмотреть, насколько важна для развития языковой системы относительная устойчивость правил использования речевых средств, их обязательность и общеупотребительность. Ложить или класть #8211 как правильно и как неправильно? Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав данную статью.

Глагол «класть » соответствует принятым в русском языке нормам словоупотребления и существует как полноправная лексическая единица, которая активно используется в устной и письменной речи.

Он относится к глаголам несовершенного вида I спряжения, образует формы настоящего и прошедшего времени,  единственное и множественное число:

Я     кладу  клал                Мы кладем     клали

Ты   кладешь         клал                Вы кладете   клали

Глагол «класть» может употребляться во всех трех наклонениях: изъявительном, сослагательном и повелительном:

Ежедневно в почтовый ящик клали свежую газету.

Клади свои вещи и проходи в комнату.

«Клал бы ты книгу да за дело брался», #8211 ворчала бабушка.

Употребление глагола «ложить » считается просторечным, не соответствующим языковым нормам, нарушающим правила словоупотребления в современном русском языке.

Из лексической пары «класть» – «ложить» допустимо бесприставочное употребление только глагола «класть» глагол со сходным лексическим значением, имеющий корень –лож- (-лаг-), употребляется в русском языке исключительно с приставкой:

возложить (возлагать)

сложить    (слагать)

уложить

изложить (излагать)

Это глаголы совершенного вида. У тех, которые относятся к несовершенному виду, по принципу чередования г/ж изменяется корневой согласный:

Сесть сиднем и сложить руки – нехитрое дело.

Я на тебя все надежды возлагаю.

Положи в сумку самое необходимое.

Итак, изложим суть дела.

Итак, из двух глаголов, имеющих разные корневые морфемы, но общее лексическое значение, правильным, нормативным является бесприставочный глагол «класть». Употреблять бесприставочную глагольную форму «ложить» в литературной речи недопустимо.

Правила русского языка: класть или ложить

Часто мы не знаем, как правильно говорить. Русский язык считается одни из самых сложных, потому что в нем довольно трудные правила орфографии, грамматики и орфоэпии (правильного произношения слов)

Говорить правильно очень важно не только для тех, кто выступает публично (дикторов, актеров и политиков), но и для обычных людей. Приучаться к этому нужно с малых лет, поэтому в школьный курс программы входит раздел «Учимся говорить правильно»

Дети решают разнообразные языковые задачи, выбирая правильный вариант произношения слова из нескольких предложенных. Такие задания полезны и для взрослых, потому что далеко не все взрослые умеют говорить правильно, четко, грамотно. Например, не все знают, как правильно говорить — «класть» или «ложить». Особенно часто ошибки в употреблении этих слов допускают пожилые люди и жители сельской местности.

складывать

скла́дывать

СКЛАДЫВАТЬ или южн. зап.складать ; сложить (от слагать), скласть что куда, свалить, собрать в одно, скласть ворохом, в кучу, или иным порядком. Где будем складывать товар? Складите (сложите) на пристани. Не валите дрова зря, а складите (сложите) в поленницу. Булыжник складен саженками. Складывать деньги, складываться, делать складчину. В прочих знач. на сев. и вост. бол. говор. сложить, а на юге и зап. скласть; вообще, где говор. складать, там и скласть; где складывать, там более говор. сложить; даже в новг. олон. чаще слышно скласть.|| — что, с чего, сымать, убирать долой, опрастывать; с кого, то же, либо || *освобождать от чего, облегчать. Склади (либо сложи) дрова с печи, жарко, не закурились бы. Склал (сложил) ношу с плеч. С Ивана недоимку складывают, слагают. Складывать вину на кого, сваливать. Складывать пиво, квас, вологодск. спускать и сливать в бочонки, лагуны. || От класть, строить каменное: построить (выстроить, состроить) (складывать и сложить неупотреб.). Дом под окна склали, вышли кладкою до окон. Скласть печь, скласть трубу, лежанку.||Скласть песню, сказку, южн. зап. новг. олон. сложить, сочинить, выдумать складно или нескладно. || Свертывать, сгибать. Прачка белье складывает. Склади хорошенько боры, сборки, собери. Сложи, да убери платье. Лист складен вчетверо, сложен, перегнут. || — что с чем, арифметич. прикладывать, соединять по счету, делать сложение, присчитывать одну цифру, величину к другой; или составлять из долей одно целое. Он только складывает (буквы), читает по складам. Из лучин не скласть полена. Скласть, сложить руки; сидеть склавши, сложа руки, без дела. складываться, быть слагаему. Дрова складываются в поленницу. Это все складется (сложится) на свое место, уберется. Лист складывается в осмушку.||На счетах легче складывается, безличн. ||Мы складываемся, сложились, склались на братское пиво. ||Складется ли все сено на сеновал? уложится, пойдет ли. ||Лошадь не склалась (не сложилась), она еще складывается, молода, мужает, принимает склад, стати. Скласться в дороёгу, арх. уложиться, собраться. Складыванье, складанье ср. длит. складенье (сложение) окончат. склад м. складка ж. длит. действ. по знач. глаг. ||Склад, место, где что-либо складывается; || вещи, товар, сложенный где в запас, на сохранение; || стар. сходбище, собрание?

Большой толковый словарь

ПОЛОЖИТЬ, -ложу, -ложишь; положи и (разг.) положь; положенный; -жен, -а, -о; положа; св. 1. (нсв. класть). кого-что. Поместить куда-л. в лежачем положении; заставить лечь. П. больного в постель. П. раненого на носилки. П. велосипед на бок. П. спать. П. в разных местах кого-л. П. дуб (спилить, срубить). П. самолёт на крыло (придать самолёту такое положение). П. право руля, лево руля (движением руля повернуть судно в ту или иную сторону). 2. (нсв. класть). кого-что. Поместить куда-л., где-л. П. бумажник за пазуху. П. деньги в кошелёк. П. ложки на стол. П. цветы к памятнику. П. гитару в сторону. П. в госпиталь на хирургическое отделение. П. кого-л. на операцию, на обследование. Собранных денег не хватило, пришлось п. свои. П. деньги на сберкнижку (сделать вклад). П. к ногам (отдать, передать что-л. в чьё-л. полное владение). П. во главу угла (считать самым важным). П. в свой карман что-л. (также: присвоить чужое). П. под сукно (оставить без исполнения, не дать хода делу, жалобе и т.п.). Разжевал и в рот положил (растолковал всё до мелочей). Как Бог на душу положит (разг.; как придётся, как случится). П. оружие (также: прекратить сопротивление, сдаться). Вынь да положь (разг.; чтоб было сейчас же сделано, исполнено и т.п.). Положа руку на сердце (искренне, чистосердечно). 3. (нсв. класть). что. Расположить что-л. на какой-л. поверхности, покрыв её; покрыть. П. пластырь. П. ковёр на пол. П. гипс на руку. П. грим. П. пудру на лицо. П. краски на полотно. П. мех, кружева, заплатку (пришить сверху к одежде). П. глаз на кого-, что-л. (разг.; приметить для себя, взять на заметку). П. отпечаток, клеймо, печать (оставить на ком-, чём-л. след какого-л. воздействия, влияния). // Обозначить, записать, зарисовать что-л. П. текст на музыку (сочинить к музыкальному произведению текст). П. на бумагу (записать). 4. кого. Принудить противника в борьбе, схватке упасть на спину, коснувшись лопатками ковра, пола, земли, или убить; побороть. П. борца. П. на месте. П. зверя одним выстрелом, с одного выстрела. П. на обе лопатки (также: одержать полную победу над кем-л.). 5. (нсв. класть). что и чего. Наложить (пищи). П. салат на тарелку. П. порцию сосисок. П. первое, второе. П. много, мало. // Прибавить, подмешать, всыпать что-л. в пищу. П. масло в кашу. П. в чай сахару. П. в суп лавровый лист. 6. (нсв. класть). что. Употребить, израсходовать, приложить (силы, старания, усердие). П. много труда и денег на что-л. П. все силы на борьбу с коррупцией. П. (всю свою) жизнь на воспитание детей (высок.; отдать). П. голову, жизнь, живот (высок.; пожертвовать жизнью, защищая кого-, что-л.). 7. (нсв. класть). что. Разг. Назначить, установить (цену, плату, время и т.п.). П. хорошее жалованье. П. приличную зарплату. П. сто рублей за костюм. П. на дорогу два часа. П. на счётах двадцать копеек. П. себе за правило (правилом) (сделать своим правилом). // только кратк. страд. прич. прош. Полагаться, быть обязательным. Вам положен отдельный номер. Ветеранам положен льготный билет. 8. (нсв. класть, полагать). Делать, производить то, что обозначено существительным. П. основание городу. П. начало демократическим преобразованиям. П. предел росту преступности. 9. с инф. Решить, постановить. Положили дать делу законный ход. Положили ждать месяц. Положим, в зн. вводн. сл. Допустим, предположим. П., она любит тебя. П., всё кончится хорошо. П., и неправильно поступил, но честно.

Когда приставка не нужна

Интересно то, что у глагола «класть» наблюдаются противоположные свойства. Его нужно употреблять без приставок. Так, не существует в русском языке глагола «покладу». Но оказывается, раньше он был, а на сегодняшний день эта форма устарела. Лексема «класть» употребляется и в настоящем, и в будущем, и в прошедшем времени.

Долгожданное воссоединение маленьких друзей, ждавших окончание карантина

Рулетики с ветчиной и яичницей: справится и начинающий повар

60-летняя женщина решила подстричся и помолодела на 10 лет (видео)

В качестве примеров можно привести следующие предложения:

  1. Перед самым экзаменом Андрей клал в обувь монетку — где-то он прочитал, что это сулит получение хорошей оценки.
  2. Повар сообщил, что соус он кладет в мясо, лишь когда готовка подходит к концу.
  3. «Вещи будешь класть в этот шкаф», — сказала мать Людмиле.

Дальше подытожим, какой из двух глаголов нужно использовать.

«Положит» (глагол)

Значение слова «положить» по словарю С. И. Ожегова

  • Назначить какую-нибудь плату, цену
  • Предположим, допустим
  • Решить, постановить
  • См. класть
  • См. предположим
  • См. убить

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: положить — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • II спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

сказуемое

Совершенный вид

Мужской род (ед. число) Что сделал?положилЧто сделаю?положу Что сделал?положилЧто сделаешь?положишь Что сделал?положилЧто сделает?положит
Женский род (ед. число) Что сделала?положилаЧто сделаю?положу Что сделала?положилаЧто сделаешь?положишь Что сделала?положилаЧто сделает?положит
Средний род (ед. число) Что сделало?положилоЧто сделаю?положу Что сделало?положилоЧто сделаешь?положишь Что сделало?положилоЧто сделает?положит
Множественное число Что сделали?положилиЧто сделаем?положим Что сделали?положилиЧто сделаете?положите Что сделали?положилиЧто сделают?положат

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в
винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?)
стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Глаголы в третьем лице обозначают, что действие совершает кто-то, кто не участвует в разговоре.

С какими местоимениями соотносятся он, она, оно они
На какие вопросы отвечают что делает?, что сделает? что делают?, что сделают?
Какие окончания имеют -ет (I спр.), -ит (II спр.) -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.)
Примеры она читает, она прочитает, он строит, он построит они читают, они прочитают, они строят, они построят

В словаре Д.Н. Ушакова

КЛАСТЬ, кладу, кладёшь, прош. вр. клал, клала (клала ·обл.), ·несовер. (к положить).1. кого-что. Приводить в лежачее положение, помещать куда-нибудь в лежачем положении. Класть снопы. Класть деньги на стол. Класть раненого на носилки. Класть белье в комод. Класть платок в карман. Класть на место. Класть на лопатки (см. лопатка). Класть шар в лузу (загонять).2. кого-что. Помещать, устраивать (больного в лечебницу). Не хотелось бы класть его в госпиталь. Врач не соглашался класть его в свою палату.3. что. Делать вклад, вносить (деньги). Класть в банк. Класть сбережения на книжку.4. что. Прибавлять, подмешивать, всыпать. Класть сахар в чай. Класть масло в кашу.| Накладывать (пищу; ·разг. ). Не кладите мне каши, я сыт.5. что. Накладывать слой чего-нибудь. Класть румяна. Класть пудру. Класть краски.6. что. Делать отпечаток чего-нибудь, оставлять след чего-нибудь. Класть штемпель. Класть печать. Класть пятно.7. что. Употреблять, расходовать (·разг. ). Класть много силы и усердия на работу.| производить расчет предполагаемых затрат, иметь в виду израсходовать (·разг. ). Я кладу на эту поездку 500 рублей. Кладем на подготовку проекта два месяца.8. что. В сочетании с некоторыми ·отвлеч. сущ. употр. в знач. делать, совершать, производить (и т.п.) то, что обозначено сущ. (·книж. ). Класть начало (начинать). Класть конец (заставлять кончиться, прекращать). Класть основание (основывать). Класть преграду (преграждать, задерживать).9. (·совер. сложить) что. Делать каменную кладку чего-нибудь, строить. Класть фундамент. Класть стену. Класть печку.10. (·совер. выложить) кого-что. Кастрировать, холостить (животных; ·обл. спец.). Класть жеребца.• Класть в рот кому-н (·разг.) — перен. очень подробно растолковывать, объяснять (плохо понимающему). Класть поклоны (·устар.) — делать земные поклоны (во время молитвы). Класть оружие (·книж. ·устар.) — сдаваться, признавать себя побежденным. Класть яйца (о самках птиц, о насекомых) — нестись, откладывать яички. Класть в основу чего (·книж.) — брать в качестве исходного положения для каких-нибудь выводов, действий, рассуждений. Класть резолюцию (·канц.) — надписывать решение на каком-нибудь деле. Класть на счётах — производить подсчет на счетах. Класть повязку — делать перевязку. Класть руль или руля (направо, налево; мор.) — поворачивать руль. Класть на бок (корабль) — сильно накренять (о ветре). Класть на музыку что (·устар.) — писать музыку на какой-нибудь поэтический текст. Класть зубы на полку — см. зуб. Плохо не клади — см. плохо.